После ребрендинга Facebook на Meta, отражающего его направленность на метавселенную, Microsoft объявила, что тоже выйдет в это пространство. Meta предположила, что метавселенная в итоге позволит нам взаимодействовать в образовательном, рабочем и социальном контекстах, в то время как Microsoft надеется пока сосредоточиться именно на сфере виртуального офиса. Но что на самом деле представляет собой метавселенная и до какой степени мы должны верить в то, что представляемое нам видение действительно будет центральным в повседневной жизни? Сама идея не нова. Писатель-фантаст Нил Стивенсон ввел термин «метавселенная» в своем киберпанк-романе 1992 года «Лавина», представляя трехмерный виртуальный мир, в котором люди в виде аватаров могут взаимодействовать друг с другом и с искусственным интеллектом. Как и в случае с любым большим видением будущего, которого еще не существует, многие люди пытались дать свои собственные определения метавселенной. Если понятие для вас новое, это поможет понять некоторые его свойства. 1. Виртуальный мир Это самая важная характеристика метавселенной. Вы можете исследовать мир, используя компьютер, игровую консоль, мобильное устройство или что-то другое, попутно наслаждаясь трехмерной графикой и звуком. Идея состоит в том, что это заставляет вас чувствовать собственное присутствие в метавселенной и, по-видимому, большее отсутствие в повседневном мире (где все еще остается ваше тело). 2. Виртуальная реальность Для этого вам понадобится гарнитура виртуальной реальности. Вы погружаетесь в виртуальный мир и поэтому чувствуете большую принадлежность к нему, пока не наткнетесь на журнальный столик или что-то еще, что осталось в повседневном мире. 3. Другие люди Метавселенная социальна. Там много других людей в виде аватаров. Некоторые из этих аватаров могут быть ботами, виртуальными агентами и проявлениями искусственного интеллекта. Вы можете проводить время с другими людьми или даже заниматься чем-то вместе. Социальный аспект, вероятно, будет центральным в метавселенной Facebook, учитывая изначальное предназначение сети. Поклонники метавселенной и некоторые исследователи считают, что общение будет более естественным, чем с помощью видеоконференцсвязи, потому что вы сможете использовать взгляд, чтобы показать, к кому вы обращаетесь (ваш аватар повернет голову в сторону другого человека). Аватар также способен подойти и сесть рядом с другим аватаром, чтобы начать разговор. 4. Постоянство Это означает, что виртуальный мир будет доступен всегда, когда вы захотите его посетить. Появится возможность изменить его, добавив новые здания или другие объекты, и, что немаловажно, изменения останутся на месте при следующем посещении. Возможно, вы сможете поселиться в доме и владеть им. Метавселенная будет полагаться на ваш пользовательский контент — цифровые творения и личные истории. Все точно так же, как в социальных сетях сегодня. 5. Связь с реальным миром В некоторых моментах метавселенной виртуальный объект в виртуальном мире на самом деле представляет реальный объект в реальном мире. Например, вы можете управлять виртуальным дроном в метавселенной, чтобы в этот же момент управлять настоящим дроном в реальном мире. Уже сейчас люди говорят о реальном и виртуальном как о «цифровых близнецах». Что еще можно делать в метавселенной и как скоро? Различные корпорации, вероятно, будут иметь собственное видение или даже локальные версии метавселенной, но, как и интернет, все они будут связаны, так что будет возможность переходить от одной версии к другой. Со временем некоторые вещи станут более привлекательными и практичными. Игры с полным погружением могут показаться разумным скачком для метавселенной, поскольку многие игроки уже наслаждаются онлайн-играми, а некоторые игры в какой-то степени уже вошли в новую вселенную. Возможность общаться или встречаться с другими и чувствовать, что вы действительно присутствуете рядом с ними, тоже привлекательна, особенно в нынешнюю эпоху пандемии. Пока что нет четкого представления, что предложит Meta. Объявляя о ребрендинге, исполнительный директор Марк Цукерберг упомянул различные возможности. Вы сможете появиться на реальном собрании в виде голограммы или поиграть в шахматы с игроками со всего мира на виртуальной доске, наложенной на реальную. Facebook видит метавселенную как наше будущее взаимодействие с интернетом. Но еще неизвестно, получим ли мы когда-нибудь доступ ко всем сервисам через виртуальные 3D-миры и гарнитуры виртуальной реальности. Кстати, гарнитуры по-прежнему остаются в некоторой степени нишевой технологией, несмотря на попытки многих крупных корпораций в последние годы вывести их на рынок — тот же Facebook с покупкой Oculus. Последнее замечание Первоначальное видение метавселенной Стивенсоном было очень захватывающим, но в то же время полным возможностей причинения вреда как в интернете, так и в реальном мире: от зависимости до преступности и разрушения демократических институтов. Интересно, что метавселенная писателя в основном принадлежала крупным корпорациям, а правительства только перебирали бумаги. Учитывая текущую напряженность между крупными технологиями и правительствами во всем мире из-за конфиденциальности, свободы слова и вреда в интернете, мы должны серьезно подумать, какую метавселенную хотим создать и кто действительно способен ее построить, владеть и регулировать. По материалам статьи «Metaverse: five things to know — and what it could mean for you» The Conversation